Previous Entry Share Next Entry
Необычные объекты. Сейсмическое судно.
морячок
kot_3axap

 Сейсмическое судно проходит Суэцкий канал.

Не думал-не гадал, но довелось побывать на сейсмическом судне и слегка приподнять завесу над тем, что и как они делают. Все равно эта область для меня осталась terra incognita, но кое-что почерпнул (по сейсмологии могу ошибаться в деталях, прошу сильно не бить, но исправить если кто в теме).

Первоначально звуковым источником для морских сейсмических исследований служил динамит. Ввиду его очевидной опасности позже в качестве источника стали использовать пневматические пушки.

Накопление сейсмических данных представляет собой картографию подводной структуры в постоянном поиске гидрокарбонов.
Сначала форма данных была двухмерной. Данные получались с помощью одиночной шланговой сейсмоприемной косой (или же просто - косой, она же стример, от англ. "streamer") и одного источника сигнала.

Позже был разработан новый метод для трехмерного картографирования. Для этого стремятся установить как можно больше кос-стримеров, для покрытия большой площади, на сколько возможно. Рассматриваемое судно "Вячеслав Тихонов" имеет 8 кос для снятия данных (это не максимальное количество, имеются суда с большим количеством кос).

Метод сбора данных может быть сравнен с очень большим эхолотом. Звуковой сигнал посылается пневмопушкой вниз на морское дно, и затем буксируемый кабель регистрирует отраженные сигналы, которые записываются.


Так выглядит судно с выпущенным сейсмическим оборудованием.

Длина одной косы на судне "Вячеслав Тихонов" имеет длину 6,000 метров (именно метров, а не кабельтовых и пр. морских единиц).
Постановка кос в рабочее состояние и их выборка по окончании замеров - дело не быстрое, занимает несколько дней. При этом, как и во время замеров, судно должно следовать строго определенным кусом с фиксированной скоростью (в этом режиме рабочая скорость составляет порядка 5 узлов). Т.к. это довольно сложно и утомительно для человека выдерживать так четко курс и скорость, на судне установлена система динамического позиционирования (DP), которая позволяет выполнять данную задачу автоматически. Навигаторы в основном следят за навигационной обстановкой, устанавливают связь с судами для обеспечения безопасного расхождения и т.п. Радиус поворота в режиме замеров составляет несколько миль, для того, чтобы косы не перепутались. Команда курсом судна задается из сейсмологической лаборатории на судне.




Также, для обеспечения безопасного расхождения с другими судами, для предотвращения поврежедения ими буксируемых кос (кстати, стоимость одной косы со всем оборудованием составляет порядка 2 млн. долларов) и прочих вспомогательных задач, в паре с судном работают два судна слежения (по английски - chase boats). Также имеется одно вспомогательное судно для доставки снабжения и экипажа, для бункеровки и прочих вспомогательных задач. Для успешного выполнения этих задач, исследовательское судно должно держать надежную и постоянную связь с судами слежения, своевременно информировать их о своих планах.



Как уже было сказано выше, поворот в режиме замеров является довольно сложной задачей. При расстоянии между внешними косами в 800 метров, радиус поворота должен составлять минимум 4,000 метров, увеличивая в плохую погоду до 5,000 метров. При повороте с радиусом в 5 км, скорость поворота должна быть 3 градуса в минуту. При этом необходимо отметить, что на траекторию поворота оказывают сильное влияние погодные условия и состояние моря. При повороте навигаторы ориентируются на положение параванов - буксируемых отводителей кос.


Справа на фото просматривается отводитель (бараван, paravane), на первой фотографии его можно видеть закрепленным на борту.

В режиме замеров необходимо следить за дургими судами и просить их покинуть зону не только из-за угрозы столкновения или повреждения кос. При близком прохождении другого судна, особенно большого, теряется качество замеров, т.к. нарушается целостность звукового источника. Поэтому, если не удается договиться с другим судном по каким-либо причинам насчет расхождения на большой дистанции, тогда желательно разойтись ближе и быстрей. Потому как замеры все равно будут нарушены, и необходимо минимизировать время контакта, чтобы сохранить время на замеры.
Отмечено, что при прохождении оффшорных терминалов, где грузятся большие танкера с системой динамического позиционирования, даже на расстоянии 12 миль замеры будут фактически уничтожены, и придется делать повторный заход, когда танкер отойдет от причала.

Если в районе находится другое сейсмологическое судно, то его работа может сказаться на работе нашего судна на расстоянии порядка 80 миль. Поэтому в таких случаях, чтобы не мешать работе друг друга, договариваются о графике проведения измерений. Например, были случаи, когда в Северном море работало одновременно 8 судов.

По заявлению разработчика проекта, фирмы Ulstein, форма корпуса судна, запантентованная как Ulstein X-Bow, совместно с дизель-электрической пропульсивной системой, обеспечивает исключительную эффективность в плане расхода топлива, мореходности и скорости. Однако, несмотря на рекламный ролик, присутствующий на youtube (сравнительная гонка двух корабликов в штормовых условиях), применение концепта конкретно здесь видится не вполне оправданным. Исхожу из чисто практической оценки и своего видения, сугубое ИМХО. А именно: мои весьма скудные познания в гидродинамике корпусов говорят мне, что обводы будут работать на скоростях, близких к полной, но по-любому выше средних. Рабочая скорость данного судна в режиме замеров (основное назначение судна) составляет 4-5 узлов.
Во время моего присутствия на борту, при ходе со скростью 4.5 узла, его довольно неприятно раскачало до 5 градусов крена, при весьма легком волнении моря и ветре 7 м/с. Экипаж же рассказал, при работе в профиле (снятие замеров), с оборудованием за бортом, волна била снизу в нос с подкидыванием этого самого носа, со всеми "вытекающими" последствиями у наименее морестойких членов экипажа.

Гребная установка включает в себя два винта регулируемого шага (ВРШ). Каждый винт приводится во вращение с помощью асинхронного двигателя мощностью 4,800 кВт, регулируемого частотным конвертером с водяным охлаждением. Передача вращения на винт осуществляется через редуктор.

Судно оборудовано носовым и кормовым тоннельными подруливающими устройствами, а также выдвижным азимутальным подруливающим устройством (Compass Thruster) в носовой части.

Длина судна 84 м, ширина 17 м, максимальная осадка 6 м. Дедвейт на максимальной осадке составляет 2,250 т.
Согласно спецификации, скорость судна при нагрузке 100% на каждый винт, при чистом корпусе и спокойной воде, должна составлять примерно 18.5 узлов.


Вспомогательное судно осуществляет маневр сближения.


Вспомогательное судно швартуется для бункеровочных операций на ходу.

Как только выберу свободную минутку разобрать фотографии, сделаю фототур по судну.

Примечание. Данные Фотографии получены у экипажа.


2. Прогулка по палубе сейсмического судна.
3. Осмотр внутренних помещений.
4. Экскурсия по машинному отделению.

  • 1
Спасибо! Очень интересно про такое читать.

Очень необычное судно. Спасибо за пост!

Вот думаю, делать пост про внутренности, или не тратить время? :-)

Решать, тратить свое время или нет, конечно не мне:) Но! Как читателю мне было интересно почитать про и посмотреть на внутренности

Хорошо, посмотрю что можно сделать. Просто для меня все эти железные плавающие коробочки изнутри такие одинаковые ;-)

Интересно, чем обусловлена такая форма носовой оконечности?
Как-то оно антимореходным мне кажется.

такая форма носа обусловлена, как раз таки, поиском улучшения мореходности.
Комментировать не буду (корпусником не являюсь, в шторм лично пока не пользовал, да и не хочется - предпочитаю в такие моменты находиться на чем нибудь более крупном). Аналитическая и рекламная информация гуглится на ключевое слово "x bow hull design", а на ТыТрубке лежит видео сравнительной гонки в штормовую погоду.

На видео смотрится интересно. Надо будет обдумать эту мысль.
Пока мне кажется, что линия носа просто существенно более высокая. Ударные нагрузки на нос оно, наверное, уменьшает. Интересно, что будет, если судно, таки, зароется в волну до палубы? Кажется, при наличии "положительного" свеса той же высоты и такой же волне "обычное" судно ещё не провалится.

Не понял из текста, в какой роли их собираются использовать.

Суда снабжения для буровых платформ.

На борту сейсмического судна "Вячеслав Тихонов"

Пользователь igor_schwab сослался на вашу запись в записи «На борту сейсмического судна "Вячеслав Тихонов"» в контексте: [...] Я позволил себе скомпилировать четыре замечательных поста (1 [...]

Спасибо. Все очень интересно, но фраза "Накопление сейсмических данных представляет собой картографию подводной структуры в постоянном поиске гидрокарбонов." отправила меня в нокаут :)
1. Накопление сейсмических данных вовсе не представляет собой картографию чего бы то ни было. Составление карт (в т.ч. и трехмерных) на основе ОБРАБОТАННЫХ сейсмических данных - да, случается. Но одним накоплением тут не обойдешься, поверьте тому, кто имел дело с этими данными :)
2. На основе накопленных сейсмических данных можно составить разные карты. Кроме гидрокарбонатов там мно-о-ого чего разного есть :)

с фразой всё путем. кто девушку кормит, тот ее и танцует. есть много чего разного, но интересует конкретно то, что написано.

Жалко, что пост уже не слишком актуален...
Но всё же, Сельма (она же Тихонов), вроде бы одно из первых кораблей этой серии у Поларкуса, от того и маленькое - 84 метра. Есть по 90-110 метров.
Наверное, тут сама форма интересна, утюг, он и есть утюг :) Ходят слухи, возможно, неправедные, что у таких кораблей на переходе действительно пониженный расход топлива, а во время съёмни, на низких скоростях в 4-5 узлов, наоборот, больше.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account