?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Как быстро расчалить биплан.
морячок
kot_3axap


На правах пропаганды постройки бипланов.

перемещенный пост. Оригинал на scalemodels.ru.

Многие хотели бы сделать модель этажерки, но процесс расчаливания отпугивает.
На самом деле, при выборе правильного материала и метода, все не так уж и сложно, тем более, для истребителя.

Не претендуя на истину в последней инстанции, покажу способ, которым Vickers Вими (а ведь далеко не простой прототипчик, имеющий также несколько двойных параллельных расчалок) был растянут за один вечер с вполне приемлимым результатом.

Это простейший упрощенный вариант, без имитации талрепов, которые могут быть на различных прототипах. В то же время, позволяет достаточно легко и быстро получить аккуратный результат.
В сети полно примеров более подробной имитации, включая талрепы, крепления RAFовских расчалок и т.п.

Для начала, парочка примеров двух самых типовых ошибок при расчаливании.
Это НЕ критика кого-либо, а просто иллюстрация.
И хотя источники картинок (за исключением моих) были взяты из сети (просто, что первое подвернулось, накопать можно больше), все же все персонажи выдуманы и любое сходство с реальными абсолютно случайно! Надеюсь, все нижеизложенное будет воспринято позитивно.

Наоборот, любая конструктивная критика/дополнения/комментарии приветствуются.

Итак, на мой взгляд, два самых проблемных момента при типовом расчаливании (не буду касаться возможных нюансов отдельных прототипов, берем самое типовое в мелком масштабе, не рассматриваем кронштейны, талрепы, одна точка крепления двойной расчалки и прочие нюансы "правильного" расчаливания).

1.Неправильный материал.
Обычные швейные нитки - в абсолютном большинстве - не подходят, хотя можно поискать в швейных магазинах достаточно интересные материалы - современные технологии говорят свое слово.

Фетиш (бантики, чулочные изделия и т.п.) - в принципе, материал правильный, получаются очень хорошие результаты (чему много примеров и на этом сайте), однако требуется аккуратность при вытягивании нитей (особенно из колготок), а также опасность "расщепления" или разрыва отдельных составляющих волокон уже установленной чулочной нити после случайного зацепления пальцем аль еще чем (этот же недостаток замечен и для нити Хобби плюс).

2.Неправильное положение точек крепления. Как правило, обусловлено тем, что не подготовлены отверстия под расчалки, идет крепление на окрашенную поверхность, обвязываются стойки, все расчалки собираются в одну точку для уменьшения количества точек, расчалки крепятся к другой, уже закрепленной в крыле и т.д, и т.п.
Самое главное - не обвязывайте стойки!

Вот пример наскальной живописи как должно быть, в грубом приближении, но вроде идея понятна:



Визуальные примеры:



 

 



Далее, во избежание обвинений в предвзятости , примеры самокритики на моих собственных давних модельках. На обоих применялась Хобби плюс. Хороший материал, но рекомендую окрашивать (до установки, после - по вкусу).

бипланный первенец



вторая построенная модель биплана



Теперь предложу собственно метод. Не идеальный, но все же имеющий право на существование.
Подсмотрел базу где то в сети давно, слегка адаптировал под себя. Вряд ли буду пользовать что-то другое (даже если делать с талрепами, то будут общие моменты) в ближайшем обозримом будущем.

Краткое описание.
Для наиболее безболезненного применения способа, при сборке не окрашиваются внешние поверхности (верх верхнего крыла, низ нижнего ). До сборки коробки просверливаются сквозные отверстия в необходимых местах (для нижнего крыла сверлим с верхней плоскости, для верхнего - с нижней, т.е. непосредственно от точек крепления. Угол сверления - неважен. Так наиболее просто обеспечивается равномерное распределение и удаление всех точек от стойки, особенно для "двойных" расчалок.

Далее необходимо (желательно) установить расчалки в "глухие" места. В данном примере - это капоты двигателей и фюзеляж. Т.е все межстоечные расчалки на стойках двигателей были вклеены заранее, до установки. Можно и после, но сложнее подлазить.



Вот один двигатель установлен, и нижние расчалки сразу же набиты и закреплены, для обеспечения конструктивной прочности (ны, дык, это ж их основное предназначение, не так ли?). Видны подготовленные отверстия для основах расчалок.



Далее ставим все стойки 



а затем и верхнее крыло. 



На предыдущей фотке видно, что от левой носовой крайней стойки отходит длинная нить - это уже вклеена расчалка в первую точку крепления. Почему такая длинная - смотрим дальше.
Далее завершим расчаливание капотных стоек. Нижние уже готовы (см предыдущие фото), а верхние пропускаем в соответствующие отверстия верхнего крыла. Фотка показывает, как обеспечивается нужное натяжение - концы расчалок (одной, двух, а то и более - смотрим по месту в процессе) удерживаются, а нить натягивается под собственным весом модели. В отверстия заливаем суперклей. Тут вот какое дело - если отверстие недостаточно узкое, то имеется риск того, что слишком много клея протечет на другую сторону, придется устранять последствия. Поэтому сначала капаем немного для закрепления нити и затыкания отверстия, а затем с неокрашенной стороны ОБИЛЬНО заливаем отверстие. Суть - шоб потом зашлифовать и не пользовать шпаклевку.





затем производится основное расчаливание. Помните ту длинную нить несколько фоток назад? Так вот, свободный конец берется, и пропускается последовательно в отверстия нижнего и верхнего крыла, в удобном порядке. Маленький самолетик можно "зашить" одной ниткой. Для бомбера - сложнее, я пробовал на Готе 5, есть проблема с промежуточным послаблением в процессе расчаливания, если нить не фиксировать сразу. Фоток этапа не сделал (руки заняты были), но вот переходы видно на следующей (например левые крайние стойки переход от передних стоек к задним и наоборот). Также можно делать и одну расчалку за раз - как нравится, но это менее технологично. Здесь делал где-то по полкрыла. Обратите внимание, как ровно получились двойные расчалки (видно на правом крыле). Вон видны и хвостики расчалок от двигательных стоек, обильно политые клеем. Для стабилизатора - та же технология, на этой фотке просто он уже закончен.


После окончания всего расчаливания и закрепления всех нитей, излишки срезаются, точки зашлифовываются.
Вуа ля: 



Здесь видно, что пришлось подкрашивать места крепления на окрашенных поверхностях. Основная причина - отверстия получились слегка больше чем должны были. Краска отличается, потому как весь самолет уже задут Футурой, а здесь еще нет. Затем цвет выровняется, и разницы заметно не будет (см далее).

Ну вот, Футура сделала свое дело: 



Стоит ли упомянуть получившуюся прочность бипланной коробки? Поверьте, реально жесткая.

А после всего этого производится покраска оставшихся поверхностей.

Затем можно переходить к бегучему такелажу, т.е. к тросам управления. А, нет, сначала - декали и прочая лабуда, а потом уже тросы управления!

Вот и все. Надеюсь, хоть кому-то пригодится. Пробуйте, все получится! 

 

 






  • 1
Ну каждому свое... Я в свое время тоже записывал все возможные варианты расчаливания :-) В конечном итогде остановился н кольцах:-) Хотя и отверстия в крыльях иногда использую, на мелких масштабах :-)

  • 1