Previous Entry Share Next Entry
Танкер для перевозки нефтепродуктов. Что это такое?
морячок
kot_3axap


 

Часть 1. Прогулка по палубе


 


На судостроительном предприятии Адмиралтейские Верфи (г.Санкт-Петербург), основанном еще Петром I, была построена серия танкеров из 8 судов. За основу была взята подобная серия танкеров, построенных в Хорватии, но оснащение произведено более современным оборудованием, в основном зурубежного производства.

Вот такой вот образец был выбран для постройки:

 

В этой части обзора походим по палубе и заглянем в грузовой танк. В следующей части заглянем внутрь надстройки, на мостик,спустимся в машинное отделение. Сильно глубоко в конструкцию и назначение отдельных элементов углубляться не будем, основные узлы и систему упомянем. Спецтермины постараемся сократить до необходимого минимума. Короче - больше фоток - меньше текста. Перемешаны фото нескольких судов серии, поэтому внимательный читатель может заметить, что на разных фотографиях одни и те же элементы выглядят слегка по-разному.

Некоторые ТТХ:
Длина 182.5 м
Ширина 32 м
Дедвейт 47199 т - это сколько полезного груза можно перевезти.
Штатный экипаж - 22 человека.

В качестве главного двигателя используется дизель Брянского Машиностроительного завода, построенный по лицензии MAN B&W 6S50MC-C мощностью 8310 кВт (посмотрим позже во второй части).

В принципе, при общем рассмотрении, танкер это достаточно простая конструкция, предназначенная для перевозки всяких жидкостей наливом (а за кажущейся простотой имеется много специфики, которую оставим за бортом данного повествования). Поэтому основу судна составляют полые емкости - грузовые танки, окруженные другими полыми емкостями - балластными танками, которые также выполняют защитную функцию в случае аварии (столкновения, посадки на мель и т.п.), для минимизации возможности розлива нефтепродукта при небольших повреждениях корпуса.
 

Данный танкер имеет 10 грузовых танков, расположенных попарно. Также имеется два дополнительных отстойных танка, или в обиходе - слопы. Их основное назначение - технологическое обеспечение процесса мойки танков, но обычный груз в них также перевозят - это полноценный грузовой танк со всем необходимым оснащением.

Вот так выглядит грузовой танк изнутри. Переборки гладкие, потому как весь набор находится с другой стороны - в балластных танках и на палубе. Это сделано для облегчения мойки танков при смене типа груза. Даже подогреватели груза вынесены на палубу. Вдали виден трап для попадания внутрь, а справа находится грузовой насос. Грузовая система установлена фирмы Фрамо, в каждом танке расположены погружные насосы с гидравлическим приводом.
Объем этого одного танка около 5.5 тысяч кубических метров (общий объем грузовых ескостей 54 тысячи кубометров).

 

Вот так выглядит грузовой насос вблизи. Это один из отстойных танков, поэтому здесь расположены змеевики подогревателей, которые отсутствуют в основных танках. Насос здесь меньше по производительности (и, следовательно, по габаритам) по сравнению с основными танками.
Специальных отдельных зачистных насосов для выборки остатков груза на таком судне нет, зачистка производится этими же насосами в зачистном режиме.


 

Внутрь танка можно попасть через герматично задраиваемую горловину (т.н. расширитель).


 
 

И далее можно спуститься по вполне комфортабельному трапу.

 

В танки на обычном танкере спускаются довольно редко, например для ремонтов, осмотров после мойки, рутинных периодических осмотров. Обычно же танк герметично задраен и внутри всегда поддерживается атмосфера с обедненным кислородом ( около 8% и ниже), а также с небольшим избыточным давлением, во избежание подсасывания "свежего воздуха". Это необходимо для обеспечения противопожарных условий.

Танки оснащены газоотводной системой, одна из основных составляющих - дыхательные клапаны, автоматически срабатывающие на давление и на вакуум (в обиходе - ракеты). Через них отводятся газы (пары) при погрузке судна (на бОльших танкерах отвод производится через общую систему.

 

Погрузка же груза и его выгрузка производится через манифолды, к которым подсоединятся шланги или погрузочные стендеры. Манифолды дублируются с каждого борта и зовутся "штанАми".

 

На этом судне довольно много грузовых манифолдов - 5 с каждого борта. Это обусловлено тем, что данное судно способно принять на борт для перевозки одновременно 5 разных сортов груза. Но это не сравнимо с каким-нибудь химовозом, где количество манифолдов может доходить до нескольких десятков.
Другие манифолды вспомогательные,предназначены, например, для бункеровки (заправки топливом), выдачи паров на берег (вместо сброса в атмосферу).




 

Для приема шлангов с берега или другого судна имеется кран, установленный в непосредственной близости от манифолдов.

При выгрузке герметичного танка емкость надо чем-то заполнять, иначе образуется вакуум с последующим повреждеием танков (попробуйте налить сок из пакета с одним небольшим отверстием). Для заполнения, с целью поддержания пожаробезопасного состояния, применяется инертный газ. Для этой цели имеется установка инертного газа - газогенератор. Инертный газ - это продукт сгорания, типа "выхлопного газа", который после охлаждения через систему трубопроводов подается в танки. Дляпредотвращения "обратного хода" на палубе в магистрали подачи газа устанавливается водяной затвор.

 

Как видно, палуба довольно загромождена. В основном это из-за наружного набора. Для того, чтобы не скакать по палубе, имеется довольно комфортабельный переходной мостик, идущий от надстройки до бака. На нем имеются также штормовые укрытия, для того, чтобы переждать волну (если уж она застала тебя на палубе по какой-то причине).

 

Возможно также пройти вдоль бортов.

 

Имеется на палубе также вертолетная площадка. Конечно, она не предназначена для непосредственной посадки вертолета, а отмечает позицию, куда безопасно можно спустить человека на лебедке.

 

Некоторые сорта груза необходимо подогревать для поддержания определенной температуры согласно характеристик груза. На судне установлены палубные паровые подогреватели. Для прогрева груз необходимо прокачивать через них, т.е. насос танка, который греется, должен работать. Это, конечно же, неэкономично в плане энерго затрат. Однако имеются и положительные стороны. Например, при повреждении подогревателя не требуется производить дегазацию танка.

 

Во время грузовых операций для защиты акватории от занрязнения в случае аварийного розлива груза, судно окружается плавучим заграждением.

 

Для того, чтобы вышуупомянутые грузовые емкости толкать по морю, к ним приделывают машинное отделение с кучей всяких главных и вспомогательных механизмов. А для проживания экипажа - ставят надстройку, где располагаются отдельные каюты, комнаты отдыха, столовые, камбуз, рабочие офисы и т.п.

 

Сверху этой деревни находится так называемый навигационный мостик с круговым обзором, откуда производится управление судном в море.

 

На баке установлена фок мачта. Она используется для размещения тифона (аналог автомобильного гудка), ходового огня, судового колокола, а также прожекторов для освещения палубы, особенно в зоне швартовки.

 

На надстройке установлен аналог грот-мачты (главная мачта). На современном судне она служит для размещения навигационного оборудования (радары), связного оборудования, ходовых огней.

 

В дополнение к двум основным, имеется на борту запасной якорь.

 

Цепи якорей уложены в цепные ящики, имеющие устройство аварийной отдачи цепи.

 

Для отдачи и выборки якоря применяются брашпили, для каждого якоря свой.



 

Для осуществления грузовых операций судно необходимо привязать к берегу - пришвартовать.
Маленький, но гордый буксир в таком деле незаменим - судно без подруливающего устройства пришвартовать хоть и возможно, но сложно и нет необходимости попусту рисковать.

 
 
Затем надо привязаться к берегу. Пока судно не привязалось, буксиры прижимают его к причалу с другого борта.

 

После этого в бой вступают швартовные лебедки.

 
 

Для спасения экипажа при необходимости, на судне установлена свободно сбрасываемая шлюпка, вмещающая весь экипаж.

 


Для посадки экипаж собирается возле шлюпки. Для каждого нарисован на палубе кружок с его номером - это значительно облегчает быстрый подсчет на месте присутствующих и идентификацию отсутствующих членов экипажа.

 

Затем все проходят внутрь и занимают места согласно купленных билетов, вернее, своих номеров.
Из-за того, что шлюпка сбрасываемая (аттракцион типа), в отличие от традиционной шлюпки здесь установлены кресла с подголовниками. При этом все сидят спиной вперед, и только старпом (номер 2) сидит лицом вперед (он же управляет процессом сброса и затем самой шлюпкой на воде) и наблюдает за полетом в лобовой иллюминатор.

 

Также имеются спасательные плотики. Они расположены в контейнерах. Есть свободносбрасываемые плотики - они надуваются на воде.

 

Есть плотики, спускаемые кран-балкой. Они балкой вываливаются за борт и надуваются на весу.

 

И те и другие, в случае утопления судна, должны всплыть - имеется устройство автоматической отдачи при погружении.

Так как свободно сбрасываемая шлюпка мало подходит для случаев спасения человека за бортом, такие суда оснащаются дополнительной небольшой шлюпкой, специализированной для такой цели.

 

Для борьбы с пожаром на палубе, в дополнение к пожарным гидрантам и переносным пожарным рукавам, расположены стационарные пенные мониторы. Через них можно подавать к месту пожара как забортную воду, так и пену, концентрат которой хранится в специальном танке внутри надстройки.

 

Для борьбы со сложным пожаром в машинном отделении, в дополнение к переносным пожарным рукавам и портативным огнетушителям, имеется система объемного тушения. Через систему распылителей подается углекислый газ. Подача газа производится после удаления людей из машинного отделения, если локальными средствами пожар устранить не удалось.

Углекислый газ хранится в баллонах.

 

Да, моряки регулярно (раз в пять лет пока) проходят тренировки по применению спасательных средств, а также по борьбе с пожаром и по общему устройству танкера - это включено в программу обязательной сертификации. Тренировки проходят в береговых учебных центрах, включают в себя теоретические и практические занятия.

В дополнение к этому, существует программа постоянных тренировок на борту, и народ периодически играет в "слоников".

 

Для полноты описания конструкции - фотографии балластных танков.



 

Ну а в завершении палубного обхода - бассейн. Плавательным его особо не назовешь из-за размеров, однако покапаться можно. Несмотря на наличие огромного количества воды за бортом, многие экипажи лишены такой маленькой радости. В тоже время, часто режим работы судна (район, интенсивность работы) не позволяет насладиться бассейном даже при его наличии.

 

Продолжение следует....
 

 



  • 1
интересно, спасибо! особенно фото в танке понравилось, масштабненько так.....когда смотришь на такое, возникает очень глупый вопрос (так как и так понятно - как) "как такая махина не тонет?!"...как удалось попасть туда?

спасибо. закончу с этим, покажу кораблики по-больше. Потому что это - далеко не махина. :-)
а чтобы "попасть туда" - надо закончить соответствующее учебное заведение (6 лет). Можно, конечно, и через курсы (не знаю, сколько сейчас - месяц? три?) матросом аль мотористом, но оно того не стОит.

ех...как всегда все через заведения....что-то куры матроса, а уж моториста тем более, не прельщают...так что буду смотреть на фото ))))

Это все теория устройства судна...
такие понятия как и непотопляемость, устойчивость,

Re: Ответчик

Хм, применение слова "устойчивость" в данном контексте как бы подсказывает, что автор коммента не вполне в теме, но что-то где-то слышал. Всего-то одна буква, но она довольно значительна.
;-)

огромное спасибо, очень интересно! Буду ждать продолжения!!!

Очень интересно!

Большое спасибо за фото и за рассказ о танкере.

Edited at 2012-09-02 11:21 am (UTC)

Re: Очень интересно!

пожалуйста.

Очень интересно, спасибо! жаль что не все картинки грузятся

к сожалению, радикал часто глючит в этом плане. иногда помогает перезагрузка страницы, или картинки. уж извините. :-(

Попробуйте http://fotki.yandex.ru/, не глючит и намного приятнее чем радикал и прочая химия.

благодарю. попробую.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account